МПРО Приход прп. Сергия Радонежского Южно-Сахалинской и Курильской Епархии г.Оха. -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Интервью по вопросу преподавания ОПК с членом Ассоциации православных учителей Сахалинской области Меос Людмилой Васильевной.

       Во многих регионах России, в том числе и пограничных с нашим, уже многие годы практикуется преподавание различных вариантов школьных курсов, которые можно объединить общим названием «Основы православной культуры». Издаются учебники, методические пособия, дидактический материал; анализируются результаты. С 2010 г. 22 региона России вступили в эксперимент по введению дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которой также преподается модуль «Основы православной культуры». Сахалинская область до сих пор не включилась в этот общероссийский процесс.

На связанные с этой ситуацией вопросы руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Южно-Сахалинской и Курильской епархии ответила авторитетный педагог Сахалинской области, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, член Ассоциации православных учителей Сахалинской области, Меос Людмила Васильевна.

Людмила Васильевна, Ваше мнение как педагога – целесообразно ли введение в общеобразовательной школе предмета «Основы православной культуры»?

       Чем дальше продвигается наша цивилизация, тем в большей степени бездуховность вытесняет человечество за грань условий жизни, достойных Человека, ведет к духовной и культурной деградации общества.

Модернизация образования в современных условиях не должна быть оторванной от национальных исторических корней, от сложившихся воспитательных образцов и идеалов, духовно-нравственных традиций общества. Нельзя построить новое образование только на фундаменте современных социальных реалий. Ведь если мы откажемся сейчас от духовного опыта предыдущих поколений, нам придется пожинать плоды социального беспамятства и бессмысленной одержимости инновационными идеями.

Согласно исследованиям Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA школьные реформы последних лет в России не улучшили показатели общих интеллектуальных умений российских школьников: по читательской, естественно-научной и математической грамотности мы занимаем последние места среди оцениваемых 32 государств. Одна из ключевых причин такой ситуации, несомненно, низкий уровень духовно-нравственной культуры нашего общества в целом и, в частности, наших детей.

Сегодня воспитание, которое практически сведено к минимуму, основывается на случайном смешении различных, подчас противоречивых, ценностей, подвержено влиянию современного субъективистского, потребительского, гедонистического общества. На этих идеалах в подрастающем поколении формируется только равнодушие к судьбе страны и апатриотизм. Именно поэтому Сахалинскую область ежегодно покидают выпускники школ, выбравшие центральные регионы России не только для своей учебы, но и дальнейшей жизни и самореализации. Такая же ситуация и с Россией в целом, которой наши дети предпочитают развитые страны Европы и США. В качестве примера: на вопрос «В какой стране ты хотел бы жить?» 90 % учеников 5-х классов школ г. Южно-Сахалинска назвали различные страны мира, и только 10% выбрали Россию приоритетной страной проживания.

    Изучение основных традиций русской культуры как средоточия высоких православных ценностей обогатит эмоциональный мир школьников, обеспечит формирование гармоничного нравственного мира личности, станет фундаментом становления национальной и гражданской идентичности, что невозможно без интеграции в национальную культуру. Это уже происходит в тех регионах, где уделяется внимание данному аспекту образования и воспитания.

В России за последние 20 лет накоплен богатый опыт преподавания различных курсов Православной культуры. Хочется особо отметить опыт коллег Екатеринбургской, Калужской, Вологодской, Костромской областей, Краснодарского края, а также наших ближайших соседей - Камчатского края, Приморского, Магаданского и др.

Людмила Васильевна, Вы являетесь ведущим преподавателем педагогического отделения Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета. Как вы относитесь к предложению, высказанному на Сахалинских Кирилло-Мефодиевских чтениях, о подготовке студентов педагогических специальностей Сахалинской области к преподаванию дисциплины Основы православной культуры?

      Новая цель образования сегодня – воспитание, социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Требования Федерального государственного стандарта «нового поколения» для начальной школы, который начнет реализовываться в школах страны с сентября 2011г. предлагает нам как основу духовно-нравственного воспитания - обращение к национальным корням, традициям, православной культуре, что более подробно описано в прилагаемой к ФГОС Концепции духовно-нравственного развития и воспитания. Поэтому для будущих педагогов нужно своевременно вводить соответствующую подготовку в рамках их образовательной программы, чтобы молодые специалисты были готовы после окончания вуза/ссуза ответственно воспитывать будущих граждан России. Я считаю, что это необходимо.

Как Вы оцениваете ситуацию с введением Основ православной культуры, сложившуюся в нашей области?

       Сахалинская область пока не входит в число регионов, активно практикующих преподавание ОПК в своих школах. А ведь мы являемся важнейшим стратегическим пограничным регионом страны, духовное состояние населения которого является гарантией крепости российских рубежей. В последние годы по всей России, а у нас особенно, наблюдается наплыв эмигрантов из мусульманских территорий бывшего Союза. Преподавание православной культуры в школе даст возможность их детям стать частью нашей культуры, сохраняя свою национальную идентичность, формироваться гражданами государства, в котором они живут.

Полагаю, что руководители нашей областной системы образования, да и области в целом недостаточно серьезно относятся к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе православной культуры. Как пример – в Калужской области губернатор перед всеми педагогами заявил о первостепенном значении духовно-нравственного развития населения региона и, как следствие такой позиции, для педагогов Калуги организованы и систематические курсы подготовки учителей по ОПК, и сам предмет введен в школах как обязательный, либо как факультатив или элективный курс.

Во многих регионах приняты региональные Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, являющиеся основой многих положительных изменений и мероприятий в этой области.

Так, в Концепции Приморского края акцентируется внимание к специфической задаче формирования позиции "местного патриотизма"; сознание того, что Приморский край – это форпост России в Северо-Восточной Азии и всём Азиатско-Тихоокеанском регионе, в перспективе – край, способный стать российским центром делового и межкультурного сотрудничества в этом регионе мира.

Я думаю, что эти задачи актуальны и для Сахалинской области. Кстати, в Приморье уже не один год практикуется ведение в школах Основ православной культуры, а в Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования создана соответствующая кафедра. Нам есть чему поучиться у наших соседей – все зависит только от нашего желания и воли.

При этом важно и родителям, и учителям Сахалина, заинтересованным в положительных изменениях в вопросе введения ОПК в школах области, предпринять активные шаги по заявлению своей позиции. Только от нас с вами зависит будущее наших детей, нашего региона, нашей страны.